Кафедра «Цифровое образование» (Цифровая кафедра) создана в 2022 году в целях реализации программы развития университета, его цифровой трансформации, перехода к модели цифрового университета, формирования цифровых компетенций обучающихся психологических и педагогических направлений, обеспечения возможности освоения обучающимися программ цифровой профессиональной переподготовки в ходе обучения. С августа 2023 года кафедра является общеуниверситетской.
Основная задача кафедры – формирование и развитие у студентов университета цифровых компетенций в отраслях психологии и образования, что является дополнительным конкурентным преимуществом на современном рынке труда.
Основные направления деятельности кафедры: цифровая грамотность и современные информационные инструменты и сервисы в психологии и образовании; программирование на языке Python; анализ данных, машинное обучение, искусственный интеллект. Слушатели программ Цифровой кафедры разрабатывают индивидуальные и групповые проекты, связанные с решением практических задач в психологии и образовании. Ряд дисциплин кафедры интегрирован в учебные планы основных образовательных программ не ИТ-профиля по всем направлениям подготовки, реализуемым в университете.
Кафедра отвечает за подготовку по программам дополнительного профессионального образования. В ноябре 2023 года состоялся выпускной демонстрационный экзамен по дополнительной профессиональной программе (программе профессиональной переподготовки, ДПП) «Средства программной разработки для решения психологических задач» для студентов МГППУ – слушателей набора 2022 года.
Слушатели-выпускники ДПП-2022 в составе малых групп по 2–4 студента представили по два проекта: проект по программированию на языке Python и проект по количественному анализу данных в статистическом пакете SPSS или по разработке тестов для системы образования. Особенно интересными и яркими были проекты по программированию на Python с использованием библиотеки Pandas для представления табличных данных, библиотеки Numpy для работы с многомерными массивами, библиотеки визуализации данных Matplotlib и др. Использование инструментария языка Python с приложениями позволило слушателям построить математические модели с применением методов машинного обучения и нейросетей – кластерного анализа, множественной линейной и нелинейной регрессии, логистической регрессии, алгоритмов дерева решений и ROC-кривых.
При этом использовались базы данных, собранные самими обучающимися с помощью цифровой лаборатории «BiTronics LAB» на базе Технопарка МГППУ. Она представляет собой учебно-лабораторный комплекс для изучения нейротехнологий в рамках проектно-исследовательской деятельности и позволяет регистрировать электрофизиологические показатели – электроэнцефалограмму ЭЭГ, электрокардиограмму ЭКГ, электромиограмму ЭМГ, кожно-гальванические реакции КГР и др. Данные визуализировались с помощью программы BiTronics Studio и обрабатывались в среде анализа данных Google Colaboratory с помощью языка Python и библиотек анализа данных. Были представлены также кейсы анализа данных, размещенные в отрытом доступе в Репозитории психологических исследований и инструментов RusPsyDATA, разработчиком и владельцем которого является МГППУ.
Слушатели, успешно прошедшие обучение по программам дополнительного профессионального образования на Цифровой кафедре МГППУ, приобретают профильные профессиональные компетенции, высоко востребованные в психологии, образовании и смежных отраслях современной цифровой экономики, актуальность которых будет только расти. Мы ждем новых активных, мотивированных и заинтересованных слушателей на наших программах и будем рады помочь их профессиональному росту и развитию!